Опубликовано: 9000

Казахстанский телезритель будет защищен

Казахстанский телезритель будет защищен Фото - pix-hd.com

Благодаря новым поправкам в законе о телерадиовещании отечественные каналы получили возможность расширить и улучшить собственный контент.

Медиа-рынок Казахстана застыл в ожидании: наконец-то случится то, о чем уже давно и много говорится и что было крайне необходимо отечественным телеканалам. Парламент одобрил, а Глава государства подписал поправки в Закон РК «О телерадиовещании», которые должны вступить в силу с 1 января 2016 года. Согласно новому закону рекламные доходы теперь будут распределяться только между казахстанскими каналами. Изменения в законодательстве запретят рекламу на иностранных каналах, которые вещают в РК – в любом виде, сообщает Caravan.kz.

Сейчас казахстанские и зарубежные телеканалы, вещающие на нашем пространстве, работают не совсем на равных условиях. В результате весомая часть рекламных капиталов уходит «за бугор», а их получатели именно на территории Казахстана не приложили для этого никаких усилий. Свою оценку сложившейся ситуации дал генеральный директор телеканала КТК Канат Сахариянов. 

«На казахстанском телевизионном рынке уже давно образовался дисбаланс капиталов (неадекватная ситуация с распределением рекламных средств). Отечественные телеканалы должны выполнять все требования законодательства Республики Казахстан – о СМИ, о телерадиовещании, рекламе, языках и многое другое. Мы – казахстанские телеканалы – должны вещать на государственном языке не меньше, чем на других языках с целью развития госязыка, а также производить не менее 40 процентов от всего имеющегося на телевизионном медиа-пространстве казахстанского контента. Необходимо развивать отечественный продукт, а не только покупать и ретранслировать чужое. Телеканал КТК на сегодня является лидером в этом отношении среди коммерческих каналов. У нас, по сравнению с другими такими же каналами в нашей стране, самый большой процент собственного производства. Кроме того, мы должны обеспечить лиц с ограниченными возможностями сопровождением новостей сурдопереводом. Мы также выполняем множество других требований казахстанского законодательства. При всем этом КТК заботится и о нашей самоидентичности, о предпочтениях именно казахстанской аудитории. Иностранные телеканалы на данный момент не выполняют эти требования. В результате создается ситуация, при которой игроки рынка оказываются в неравных условиях. Дисбаланс сил привел к неравному распределению рекламных бюджетов на телевизионном рынке», - сказал Канат Сахариянов, отметив, что именно реклама на сегодня является единственным источником дохода эфирных каналов. В особенности это относится к частным телекомпаниям. 

На иностранные каналы, по примерным подсчетам, может приходиться до 30 процентов доходов от рекламы, которая прокручивается в казахстанском эфире. И зарубежные телеканалы получают серьезную поддержку для того, чтобы осваивать чужую, в нашем случае - казахстанскую территорию. У себя на родине они получают госсубсидии специально для этих целей.  

«Более того, крупные мировые рекламодатели, видя, что иностранные каналы свободно и без преград покрывают территорию Республики Казахстан, направляют им свои рекламные бюджеты и происходит это там же – за границей. То есть эти деньги в Казахстан не заходят вообще. В итоге рекламодатель все равно получает казахстанскую аудиторию. Мы же – казахстанские телеканалы – платим деньги за распространение нашего сигнала и потом уже стараемся собрать деньги с размещенной у нас рекламы. Казахстан выходит, кормит иностранные каналы, которые потратили на вещание в Казахстане ноль тенге, но очень даже неплохо на нем зарабатывают. И при этом данные СМИ не обращают внимания на обязанность выполнения прописанных в наших законах требований. Большинство стран постсоветского пространства уже приняли законы, которые на своей территории запрещают рекламу на иностранных телеканалах. Этим самым власти защищают и развивают собственные телевизионные рынки», - добавил первый руководитель КТК.

Новый закон в корне изменит положение. Рекламодателям придется перенаправить свои бюджеты на казахстанские каналы, если они не захотят потерять клиентов.

«Мы ожидаем, что определенная часть бюджетов, которую рекламодатели направляли иностранным телеканалам в кабельных операторах (здесь речь идет на 90 процентов только о российских телеканалах, так как реклама шла именно на них), будет переориентирована на отечественные каналы, как республиканского, так и регионального уровней. Это позволит повысить качество определенных телепередач, снять несколько отечественных сериалов, улучшить качество новостей. Казахстанским телезрителям тут важно понять, что речь идет не о запрете иностранных каналов как таковых, а только о запрете рекламы на них. Если они смотрят российское или иное ТВ, они и будут продолжать его смотреть. Мы, в свою очередь, приложим все усилия, чтобы поднять качество отечественного телевещания и «переманить» таким образом телезрителей в свою сторону. И это - постоянная работа. Без поддержки самих казахстанцев и государства при том объеме рекламного рынка, который существует в Казахстане, проделать эту работу очень непросто», - отметил гендиректор «Седьмого канала» Куат Бахридинов.

Если с эфирными телеканалами все более или менее ясно – государство дает им прямую возможность расти и развиваться – то с кабельными операторами не все так просто. По своей сути каналы и операторы являются конкурентами, пояснил Бахридинов. 

«Они ретранслируют иностранный контент, а мы показываем свой. У нас не стоит задача помогать друг другу, хотя обобщенно мы из одной отрасли. Поясню. До 2014 года, чтобы попасть в пакеты кабельных операторов, мы платили деньги. В 2014 году Постановлением Правительства РК отечественные телеканалы республиканского масштаба стали обязательными для их распространения в кабельных сетях. Это было сделано для того, чтобы не дать отечественному ТВ закрыться. Если бы не то Постановление, то сейчас некоторых каналов уже не было бы», - сказал генеральный директор «Седьмого канала».

У кабельщиков, как может показаться на первый взгляд, отнимают огромный и «вкуснейший кусок рекламного пирога», который, кстати, может исчисляться сотнями миллионов долларов США, но еще очень далек от таких объемов. Однако власти позаботились и о них – крупным операторам разрешили самостоятельно устанавливать тарифы на свои услуги, и они сами будут решать, как пользоваться своим основным источником дохода – абонентской платой. Теперь все выглядит так, будто у казахстанского кабельного телевидения не осталось другого выхода, кроме как поднимать тарифы.  

«Действительно, новый Закон «О телерадиовещании» запрещает рекламу на иностранных каналах. Мы, как представители отечественного телевидения, не видим никакой угрозы для кабельного ТВ по следующим причинам. Первое – основной источник доходов кабельных операторов состоит из сбора абонентской платы за оказание услуги по ретрансляции иностранного контента (в данном случае – иностранных телеканалов). Кабельные операторы взимают плату, которая, как правило, делится на два основных пакета – базовый (стандартный) и расширенный (элитный). Стоимость в среднем варьируется от 1600 до 2300 тенге в месяц у крупных кабельных операторов и от 700 до 1500 тенге в месяц – у региональных. Второе – дополнительными источниками доходов может стать плата за подключение к услуге кабельного ТВ и сдачи в аренду (с вариантом последующего выкупа) приставок (абонентских устройств), а также услуга по настройке ТВ-приемников. В том случае, когда кабельные операторы говорят про доходы от рекламы, речь идет о врезках непосредственно в программные блоки либо о бегущей строке, которая популярна в регионах. В основном такая реклама размещается на российских каналах (либо группе каналов), таких как НТВ-Мир, РТР-Планета, ОРТ-СНГ и некоторых фильмовых. Таким образом, у кабельных операторов существует от трех до четырех источников дохода», - пояснил Куат Бахридинов.

Вывод простой – при желании кабельные провайдеры найдут оптимальный выход для компенсации своих потерь от запрета рекламы на ретранслируемых зарубежных каналах. Кстати, в регионах кабельные операторы зарабатывают не только на традиционной рекламе: в областях широко распространена бегущая строка – популярный инструмент продвижения товаров и услуг малого и среднего бизнеса.

Если все получат свое, что будет иметь рынок на выходе? Результат может быть только один – казахстанские эфирные каналы будут располагать куда более серьезными капиталами, чем сейчас. Эти суммы они и направят на улучшение собственного контента, который пока что, стоит признать, далек от уровня даже наших ближайших соседей. А о мировых стандартах говорить вообще не приходится.

«Конечно, качество казахстанских сериалов и ТВ-программ вызывает массу нареканий. Но это отчасти происходит из-за того, что рекламные доходы, за счет которых и можно было развивать свой контент, уходят медиа-гигантам зарубежья», - подчеркнул глава КТК Канат Сахариянов. 

Он также напомнил и о другой стороне вопроса – национальной безопасности.

«Не стоит забывать и о фундаментальной проблеме обеспечения национальной информационной безопасности. Зарубежная идеология и пропаганда не просто свободно проникает в Казахстан – на этом еще и существенно зарабатывают заграничные СМИ», - резонно отметил гендиректор КТК.

Подводя итог, можно сказать, что казахстанский телерынок и телезритель будет защищен.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи