Опубликовано: 6200

Таксидермисты - скульпторы животного мира

Таксидермисты - скульпторы животного мира

Сегодня мы, как обещали вот здесь, посвящаем Треп представителям редкой профессии - таксидермии.

Чур, в обморок не падать, но так оно и есть, таксидермия (от греч. taxis - устройство и derma - кожа, шкура) - это изготовление чучел животных. Для особо чувствительных сразу оговоримся - ничего варварского в данной профессии нет. А мастерство изготовления чучел и их оформление демонстрируют степень высочайшего уважения охотника, оказываемого каждому животному, добытому на охоте, почти его обожествление. Чему самое первое доказательство - хранение трофеев у себя дома, что символизирует, конечно, не только гордость за трофеи, но и то, что они часть охотничьей жизни. В нашей республике с таксидермией все не так просто. Существует всего-навсего два крупных государственных центра - таксидермическая мастерская при музее биологического факультета КазНУ им. Аль-Фараби и мастерская при Алматинском зоопарке. Плюс одна крупная частная художественная студия KazWolf. Все остальное выполняется любителями на дому - за что их и называют надомниками. Вопрос: Получается, что эта профессия исчезает? Где ей вообще обучают? Борис Петрович Жуйко, заведующий лабораторией при музее биологического факультета КазНУ им. Аль-Фараби: Обучают только у нас, а так официально вы больше нигде не найдете. Было раньше музейное дело, включающее специальный курс по таксидермии. Сейчас и этого нет, а те, кто интересуются, приходят к нам. Арина Романенко, мастер, биологический музей КазНУ: Да, в Казахстане таксидермические мастерские находятся в зачаточном состоянии, это скорее веяния Европы. Хотя они дают знать о себе даже у нас. Народ туда съездил, посмотрел, вернулся и стал делать что-то подобное. Александр Редреев, KazWolf художественно-таксидермическая студия: Я не согласен, что это вымирающая специальность. В России она набирает обороты, там проводятся международные выставки чемпионаты. Первый такой Чемпионат таксидермистов России прошел в конце 2002 года. И через 3 года Россия провела второй Чемпионат, где я в номинации "скульптура" за голову волка получил 1-е место. Хотя уровень, конечно, отличается от западных мероприятий такого плана. Скажем в Америке, свои работы выставляют около 1000 участников, когда в России - порядка 100 участников. Зато Россия по зрелищности догоняет Америку. На постсоветском пространстве другой менталитет, другие идеи. А вот ошибки у всех общие. Например, тяжело даются и американским, и российским таксидермистам пушные звери. Для того чтобы качественно их изготовить необходим, по-видимому более высокий уровень знаний - таких как глубокое знание анатомии животного и владение современными технологиями. Б.Ж: Культура трофейного дела состоит и в том, что их надо и уметь хранить, и отвести соответствующую площадь своего жилища, а на это не каждый пойдет. Вопрос: А конкретнее: какими знаниями нужно обладать, чтобы стать таксидермистом? Б.Ж: Однозначно должно быть призвание. А все другие таланты или знания и умения требуются в комплексе. Нужно знать и анатомию и биологию, и дизайнерско-художественным вкусом обладать. Арина Р: Нужно знать и повадки животных, т.е. быть тонким психологом. Каждое животное уникально, и чучела одного и того же вида не должны быть одинаковыми. Вот в чем сверхзадача таксидермиста. А если таксидермист еще и хороший охотник, как Борис Петрович, то ему это удается. Вопрос: А в чем сложность профессии? Б.Ж: Как мы уже говорили, таксидермист должен обладать художественным вкусом, нужно животных знать, их поведение, чтобы правильно изготовить муляж (пенопластовая или современная пенополиуретановая основа, на которую одевают шкуру - прим.авт.), а также правильно выделать шкуру. Мы не покупаем готовые муляжи, а делаем сами. В России все более развито, здесь, у нас особого спроса на эту продукцию нет. А у них изготовление трофеев является целой индустрией, для которой производят всевозможные комплектующие и рабочий материал - специализированную химию и инструменты, манекены, медальоны, муляжи, и др. А.Р: В нашей студии очень серьезно относятся к изготовлению чучел, т.е. нам не все равно сколько продержится чучело сделанное у нас. Многие спрашивают: "А чем обрабатывать, чтобы моль не побила и т.д.". Тем более что моль сейчас стала настолько адаптированной, если раньше от нее спасались нафталином, сейчас он не помогает. Новая косметика, антиоксиданты, все это есть в России, и производители рекомендуют раз в полгода изделия обрабатывать. Однако на рынке есть и такие мастера таксидермии, чучела которых разваливаются через полгода. Вот, недавно нас буквально завалили чучелами, привезенными из Управления делами Президента РК, дирекции государственных резиденций. Нам привезли птицу и многих других животных на реставрацию. Но эти чучела наполовину съедены молью, они реставрации не подлежат. Легче сделать новую, чем реставрировать старую, как и в любом другом деле. Вопрос: Реально существует проблема профессионализма и дилетантства в таксидермии? А.Р: Такая проблема везде есть. И я не призываю на борьбу с теми, кто этим занимается непрофессионально или без лицензий. Это их дело. На рынке должны быть разные предложения. А клиент должен выбирать. Учиться не все хотят. А тем, кто к нам обращается, мы стараемся помочь рассказать, показать. Секретов выделки нет. Я не боюсь конкуренции. Люди приходили, работали здесь, потом уходили и пытались сами что-то начинать. Но это непростая работа. Опыт надо годами нарабатывать. Я занимаюсь этим уже 20 лет, с тех пор как пришел в Казахохотрыболовсоюз. Я пришел, не зная ничего. Таксидермии специально нигде не обучают, тем более в наше время. Я, поняв что это достаточно редкое, но прибыльное занятие, так как обслуживает культурных клиентов, тех, кому не безразличен собственный престиж, - чтобы открыть свое дело по таксидермии еще год проработал в Москве. И все за собственные деньги. Но у них там, действительно, другой уровень - скажем, известная питерская студия Сухарева насчитывает штат в 40 человек. В стране открываются трофейные клубы, такие как, например, московский клуб "Сафари", где в членах клуба фигурируют известные личности, вроде Ястржембского. В России существует и специальная книга по начислению баллов за трофеи. Вопрос: А с какими необычными видами вам приходилось работать? Б.Ж: Если вас интересует экзотика, то мы делали ящерицу. Конечно, пришлось поработать над ней, хотя размерами вышла и не такая внушительная. А.Р: По экзотике, на самом деле, Борис Петрович больший знаток. Обычно у него такие заказы. И может быть еще - в мастерской при зоопарке. Там Родионов занимается. У нас в основном обращаются за волком, тем более в данное время года, когда выпал снег, и охота на основные виды животных запрещена. Остается только волк. Трофей волка всегда привлекал и этот хищник у тюрков считается священным животным. У многих народов, например, у чеченцев, считается, что волчица выкормила человека. Интересный умный зверь, можно много о нем рассказывать с восхищением. Вопрос: Одним словом, волк рулит. А кабаны? А.Р: Кабан тоже, конечно, но до нового года. И многие мечтают взять кабана, что не так просто. Волка можно гоном взять. Хотя и волк настолько умное животное, что когда на него охотятся с вертолетов в степи, были случаи, когда он прижимался к столбу, вставая на задние лапы, услышав где-то далеко шум. Вопрос: А кого сложнее изготовить? Б.Ж: У каждого животного: от насекомого до самых крупных представителей живого мира, - своя специфика по производству чучела. Но нам было сложнее работать с рептилиями, например, с рыбами. Может это из-за того, что мы мало их делали. А вот птицу как фазана, за день запросто сделаем. Арина Р: Как это за день, а сушить как долго… Б.Ж: И еще к разговору об экзотике, хотелось бы отметить, что некоторые наши сограждане считают, что круто держать у себя дома живых крокодилов, змей и всякую другую тропическую и заморскую живность. Но потом у них вдруг появляются дети, и они стремятся побыстрее избавиться от таких "домашних" животных. Иногда звонят нам, усыпляют их, но чаще всего те сами дохнут, от непереносимости климата. Простывают - вот и вся экзотика. Вопрос: Таким образом и пополняются коллекции вашего музея? Арина Р: Ну, в общем-то да. Нам привезли как-то павлина, с хвостом на полкомнаты, поэтому его и оставили здесь. Для таких коллекций нужно место. Потом, если речь идет об умершем животном, которое жило в доме, то многие не забирают чучела, так как ассоциируют с кем-то близким. И многим тяжело видеть в виде чучела своих любимцев. Б.Ж: А так мы и обезьян и много других интересных животных изготавливали, но упор хотелось бы сделать как раз на охотничьих видах, так как именно это повышает и делает цивилизованным отношение к охоте и к окружающей среде. Вопрос: А какой у вас стаж? Б.Ж: Ну, вы же видите какой я, вот и считайте. Арина Р: По-моему, больше 40 лет. Б.Ж: Ну, где-то так, хотя я не такой уж и древний, мне же не 90:). Вопрос: А как Вы увлеклись этой весьма особенной специальностью? Б.Ж: Это я еще со школы приобрел интерес, благодаря учителю биологии, уж очень занимательно он обо всем рассказывал. Вопрос: У Вас же не сразу все круто получалось. Ведь, наверное, кроме того, что очень кропотливая работа, она еще и вредная? Здесь и запах специфический. Я представляю, как здесь пахнет, когда у вас лежит только что привезенный заказ… Арина Р: Еще как пахнет. Б.Ж: Но зато, когда чучело готово, люди не узнают свои трофеи. Это полная противоположность тому, что они привозят. Сначала их трофеи в кровище и безжизненные, а потом - превращаются в скульптуры. Если чучело сделано правильно на всех стадиях, то это гарантия долгого сохранения в первоначальном виде, т.е. шерсть не опадет и моль не поест. А.Р: Мы тоже стараемся угодить заказчику. Как-то изготовили такую интересную композицию в виде кресла-качалки, состоящей из двух волков по краям и медведя сверху сзади. Такие оригинальные вещи интересно делать. Люди по-разному относятся к трофеям. Например, китайцы, вообще благоговеют перед человеком, у которого на шее клык волка. У нас многие, наоборот, опасаются нести такие предметы к себе домой. Некоторые боятся вешать рога в доме, считают, что это - признак рогоносца. Но на самом деле, голова кабана, шкура медведя, или другие предметы мебели, как люстра или кресло из рогов марала, говорят о достатке хозяев дома. Вопрос: А кто у Вас, Александр, бывал из вип-заказчиков, если не секрет? А.Р: Это человек достаточно известный, из спортивной области, возглавляет один из видов спорта. Вопрос: Не Даулет Турлыханов случайно? А.Р: Нет, я знаю что он тоже волчатник спортивный, но он к нам не обращался. Вопрос: А каков обычно ценовой диапазон заказа? А.Р: Цены здесь договорные, и не всегда все зависит от размера, так как это художественная работа. Ну, скажем, минимально сделать небольшую птицу будет стоить в районе ста долларов. Но опять же смотря как - либо это композиция, либо это наглядное пособие, скажем для школы - цены разные. Хотя школы не обращаются, финансирование не позволяет. Для школ можно было бы делать по другой цене, и даже в качестве подарков, но нужно специальное разрешение на добычу, на отстрел, поэтому нам как частной студии в этом плане сложнее, чем Борису Петровичу. От нас требуют больше документов. Сами мы не охотники. И материал нам предлагают так, обычно звонят и говорят: "Нужна ли вам шкура волка?" Мы говорим: "Приезжайте, посмотрим". А когда привозят, вдруг выясняется, что она неправильно снята. Нам надо, чтобы правильно были сняты уши глаза, либо, чтобы все свежее было, и мы сами смогли бы снять. А так в основном привозят свои трофеи, для себя. Вопрос: Ну, предположим, волк у вас сколько будет стоить, грубо говоря? А.Р: Волк целиком будет стоить 5 тысяч долларов. Вопрос: А чем Вам, Александр, интересна таксидермия? Также как и у Бориса Петровича проснулось призвание? А.Р: А мне этим интересно заниматься, просто сохранить и передать часть души животного, и, таким образом, дать ему вторую жизнь для будущих потомков. Когда у нас в зоопарке скончался снежный барс, ну, я его взял и купил и сделал чучело. А потом подарил Астане, в Президентский центр культуры. Мне после говорили: "Как это ты его подарил???" Ну, хорошо, - отвечал я, - пусть я затратил деньги. Далеко не каждый может позволить себе делать такие подарки. Он обошелся мне в хорошую сумму, и когда мне предлагали за него крупную сумму, я отказался. Так как деньги - это что? Сегодня они есть, а завтра нет. А подарок - это уже память, и внуки будут знать, что это их дедушка сделал. Вопрос: А еще какими своими работами Вы гордитесь? А.Р: После раскопок Берельского кургана, расположенного на крайнем востоке Казахстана в окружении величественных Алтайских гор, мне заказали изготовить двух коней эпохи народности, которая жила 2500 -2300 лет назад, для Президентского центра культуры РК. Я принял этот заказ, и теперь два коня, сделанных нашей студией, стоят одетые в стилизованную сбрую в музее Астаны. *** Послесловие автора: Изготовление чучел - это вовсе не глумление над животным миром. В таксидермии ценятся не дерзкие решения (вроде чучел в капканах), не фантастические чучела, а именно композиции, которые отражают достоинство животного, передавая его в реалистической манере. Таксидермия - это по-своему гимн красоте животных форм, которые изучили и увековечили…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи