Опубликовано: 5200

Корректировка курса тенге угрожает льготному автокредитованию – эксперты

Корректировка курса тенге угрожает льготному автокредитованию – эксперты

Специалисты прогнозируют снижение экономической активности и рост цен на автотранспорт.

Эксперты сделали прогноз по дальнейшему функционированию программы льготного автокредитования в Казахстане. Они сообщили, как на это может повлиять выпуск нацвалюты в свободное плавание и выделение обещанных 10 миллиардов тенге для льготного автокредитования, сообщает корреспондент медиа-портала Караван.kz.

Президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев считает, что льготного автокредитования, на которое правительство решило дополнительно выделить миллиарды тенге, больше не будет.

«Пока еще эти деньги не выделили. Это раз. Во-вторых, сказали, что деньги из Национального фонда больше выделяться не будут. Только на программу «Нұрлы жол». В программу «Нұрлы жол» автокредитование не входит. И какая разница, даже если и будет льготное автокредитование по низкой ставке, то цена автомашины все равно ведь вырастет. Потому что автомашины, в том числе так называемой казахстанской сборки, это импортный товар. Сейчас курс «устаканится», и цена на них выставится точно по курсу доллара. Поэтому о каком льготном автокредитовании может идти речь? Эту программу потихонечку свернут, она «умрет» сама собой, потому что люди не будут покупать машины даже по льготному автокредиотванию, так как цена на них вырастет в долларовом исчислении», - сказал Ямбаев.

В свою очередь председатель правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Павел Ким считает, что при наличии плавающего курса автокредитование в тенге будет невыгодным для банков.

«Продажи новых автомобилей в настоящий момент приостановлены. Официальные дилеры машины не будут продавать до тех пор, пока курс не «устаканится». А когда это произойдет – неизвестно, потому что коридор открытый. Завтра он может быть 300 тенге за доллар, послезавтра – 250, или же наоборот. До тех пор пока не будет устойчивого курса, кредитование в национальной валюте проходить не будет. В долларах США вероятнее всего, так как иностранная валюта стабильна. При наличии плавающего курса банки не смогут при кредитовании в тенге гарантировать свою выгоду и, соответственно, возврат денежных средств», - заявил Ким.

Между тем, глава Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков уверен, что подобные вливания денежных средств в идею создания отечественного автопрома будут неэффективными.

«Вообще у меня всегда были достаточно глубокие сомнения по поводу так называемого казахстанского автопрома. Я всегда считал, что на 90% казахстанский автопром – это просто такая форма импорта. Так называемые производители просто ввозят автомобили, избегая высоких таможенных пошлин. То есть, разобрав автомобиль, ввезя его как запасные части по низким пошлинам, и затем собрав его обратно. Казахстанских составляющих в этих автомобилях практически нет. И сейчас вливать огромные деньги, вот уже было влито 15 миллиардов тенге, сейчас еще 10 миллиардов в поддержку этой, на мой взгляд, утопической идеи создать казахстанский автомобиль, нецелесообразно», - сказал Эдоков.

Экономист Магбат Спанов не стал утверждать, что госпрограмма потерпит фиаско. Но он также не делает оптимистичных заявлений. Эксперт просто описал несколько вариантов развития ситуации.

«Сейчас ничего нельзя говорить, должен пройти определенный промежуток времени для адаптации, перерасчетов. Когда-нибудь это вернется, но сейчас трудно говорить по срокам, пока система не стабилизируется. Срок ожидания будет зависеть от действий правительства, от того, какой комплекс мер оно предложит, и как это будет восприниматься населением. В самом неблагоприятном случае произойдет спад покупок автомобилей, их в Казахстан завезено достаточно много. Будем пользоваться своими или опять же брать в Кыргызстане с доверенностью по Казахстану. Второй вариант – система нормализуется, кредиты будут открыты, и потребление будет расти. Но это – маловероятный сценарий. А вообще я думаю, учитывая ситуацию в целом, экономическая активность резко снизится, пройдет года два-три, пока мы восстановим те же возможности покупки автомобилей, которые были до этого», - заключил Спанов.

Напомним, Казахстан 20 августа ввел режим свободно плавающего курса тенге. К вечеру этого дня курс доллара США составлял уже 252,26 тенге, хотя еще только утром в четверг он стоил лишь  188,38 тенге.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи